Настройка гитары
Настройка производится следующим образом:
1-й способ:
Первая открытая струна строится в унисон по тюнеру Ре[D], остальные относительно первой.
Вторая струна, зажатая на 3 ладу, строится в унисон с открытой первой струной.
Третья струна, зажатая на 4 ладу, строится в унисон с открытой второй струной.
Четвертая струна, зажатая на 5, ладу строится в унисон с открытой третьей струной, или открытая четвертая на октаву ниже открытой первой струны.
Пятая струна, зажатая на 3 ладу, строится в унисон с четвертой открытой струной, или открытая пятая на октаву ниже второй открытой струны.
Шестая струна, зажатая на 4 ладу, строится в унисон с пятой открытой струной, или открытая шестая на октаву ниже третьей струны.
Седьмая струна, зажатая на 5 ладу, строится в унисон с шестой струной, или открытая седьмая на октаву ниже четвертой открытой струны.
2-й способ:
Каждую открытую струну строим по тюнеру соответственно : 1-я ре, 2-я си, 3-я соль, 4-я ре, 5-я си, 6-я соль, 7-я ре.Что бы настройка была точнее, можно применить 1-й способ и проверить настройку струн относительно одна другой.
Таким образом, настроив и проверив строй, мы получаем на открытых струнах аккорд Соль мажор.
Классический строй семиструнной гитары:
Тюнер Соль - мажор
Особенности настройки гитары и гармонические позиции В.С.Высоцкого
Высоцкий настраивал свою гитару не классически, вместо соль-мажора на открытых струнах звучал Фа-мажор, в некоторых случаях Ми-мажор.То есть гитара строилась на 1 или 1,5 тона ниже, чем принято настраивать, в последние годы даже на 2 тона ниже.Благодаря этому ему было удобно петь и играть в удобной ему тональности. К примеру аппликатура аккордов: Am, H7, Dm, F, E7 по звучанию соответствовала тональностям (аккордам) Gm, A7. Cm, D#, D7 (на 1 тон ниже), или же Fm, G#7, Hm, D, C#7 (на 1,5 тона ниже) ну и.т.д.
Изредка некоторые песни звучали в мажоре, например: "Баллада о вольных стрелках, "На ярмарке", в основном в Ре-мажоре ( D ).
В других тональностях играл редко, в основном в модуляциях повышая вверх на полутон в каждом куплете, например "Расстрел горного эха" (Запись в Черногории).
Что касается гармонических модуляций, это в основном переходы :
1. С Ля-минора ( Am ) в тональность Си-минор ( Нm ). ( "Парус")