Маленькие трагедии (телевизионный - Мосфильм). 1980, режиссер М. Швейцер. Роль: дон Гуан. Последняя роль Высоцкого в кино.

Дон Гуан, изгнанный из Мадрида за убийство соперников, но всё же тайно вернувшийся туда со своим верным слугой Лепорелло, укрывается при монастырском кладбище в окрестностях Мадрида. Вспоминая былые приключения, он собирается продолжить их, вновь проникнув в город. От монаха Дон Гуан узнаёт, что это кладбище каждый день посещает Дона Анна, вдова некогда убитого им на дуэли командора Дона Альвара де Сольва. Увидев её, решает с ней познакомиться. А пока спешит в Мадрид...

«Снимаюсь ли я в данное время в кино?
Да, снимаюсь, хотя уже я… я вообще решил некоторое время назад … уйти из театра и кино и заняться только писанием.
Но это никогда не получается.
Я сейчас только что закончил картину – пять серий для телевидения, а сейчас мы делаем «Маленькие трагедии» — тоже три серии для телевидения...
В общем-то, это кино, это настоящий кинематограф.
Делает это Швейцер...
Вы знаете, он очень интересный режиссер» .
«Я с ним работал уже. Мы с ним уже делали картину «Мак-Кинли».
Правда, неудачно, потому что оттуда выкинули все баллады, все песни.
Но это не по его вине» .
«И мы там опять с Валерием Золотухиным вместе тоже работаем.
Валерий играет Моцарта в этой картине вместе со Смоктуновским, который играет Сальери.
Интересно, верно?
Очень хорошо распределены роли.
Значит, Золотухин.
А я играю, возможно, я буду даже две роли:… Мефистофеля… и Дон Гуана» .
Эту картину «…на корню закупили… и в Канаде, и в Америке. Сразу по прочтении сценария, потому что он очень здорово сделан» .
«Странно случилось. Тут Эфрос неделю тому назад или полторы позвонил и говорит: «А ну-ка, давай, приходи, мы с тобой на радио запишем, будешь у меня играть Дон Жуана».
Я говорю: «Как это так?.. Меня уже позвали в кино. Вы что, проконсультировались?»
Он говорит: «Нет, я в отрыве».
Я начал долго думать, что это они вдруг на меня набросились, почему я…» .
«Почему выбор на меня пал – я так, наверное, никогда в жизни не пойму. Почему вдруг я – и буду играть Дон Гуана в «Маленьких трагедиях»?
«Вот десять лет назад – ничего похожего!
Уж в крайнем случае, Тихонов. Ну, Стриженов…
Почему я?
Не пойму. Ну ладно.
Значит, ну еще где-то на чёрта – я понимаю там, что Мефистофеля можно, а с этим – не знаю.
Во всяком случае, были пробы. Это очень интересно.
Я не в силах был от этого отказаться, хотя, честно говоря, хотел уже больше не играть в кино».
«… Мне сегодня нужно озвучить самую последнюю сцену из Дон Гуана в «Маленьких трагедиях», съемки которой я закончил только-только. Недавно. И сейчас идет озвучивание.
Это… четыре трагедии Пушкина, объединенные одной идеей.
Юрский играет роль импровизатора… пушкинских стихов.
С прологом – разговором Беса и Фауста...»
Создатели картины «…очень бережно отнеслись к Пушкину….
Будет, мне кажется, в первый раз так вот, по-настоящему, это сделано – как пьеса, … — сделано средствами кино, естественно, — как единое произведение, единая книга – все эти вот трагедии, разные совсем они абсолютно, как будто Пушкин так написал.
Но он и правда написал их в одно время – в знаменитую эту болдинскую осень… это из него вылилось…»
«Как будто бы это разные акты одной и той же пьесы».
«Вероятно, это и нужно было бы читать как пьесу и так к этому относиться, что это про одно и то же, про одно и то же, только разные стороны, разные грани характера самого Александра Сергеевича….
Мне кажется, не будет это вас шокировать, что они (разные произведения) объединены вместе».
В этом фильме я совсем не похож на Жеглова – предыдущую роль в кино.
«Там я буду без кепки, без кожаного пальто, совсем в другой одежде, в другом гриме.
Было очень приятно одновременно играть эти две роли. Мотаться в Одессу, превращаться… в сыщика, потом приезжать сюда (в Москву) и превращаться в любовника.
В переносном, конечно, смысле этого слова».
«Я там не буду петь.
Дон Гуан, наверное, пел, но только раньше – до того, как он появился в Мадриде…
Он раньше пел, потому что Пушкин написал его поэтом.
Он же с себя писал в основном.
Это было написано… любопытно очень.
Это было написано, когда сам Пушкин из разряда Дон Гуанов перешел в разряды мужей.
И он в этом произведении сам с собой разделался, с прежним.
Так что это очень любопытно все читается, мне кажется»
В.Высоцкий
|